Страшно представить, какие цифры покажет нам апрель и последующие месяцы на фоне эпидемии коронавируса и падения курса рубля. А вот март успел породить небольшой «хапун», который вывел в плюс статистику за весь квартал.
В привычные числа в начале месяца Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) вместо статистики продаж за март и за первый квартал объявила о задержке. Непонятно, каким образом режим общей самоизоляции нарушил процесс сбора данных, который и так происходил дистанционно. Факт остается фактом: цифры обнародовали на несколько дней позже. В результате интерес от АЕБ перетянуло на себя агентство «Автостат».
Два источника исторически соревнуются между собой. Негласно. АЕБ – источник официальный, от представительств. Но в его отчеты входят не реально проданные автомобили, а отгруженные дилерам. Именно поэтому ассоциации регулярно пеняют на слишком уж оптимистичные декабрьские данные, когда многие бренды стараются «удачно» закрыть год, пристроив дилерам побольше машин.
«Автостат» же опирается на данные о постановках на учет в ГИБДД. На первый взгляд, так корректнее. Однако часть машин уезжает из страны, часть не встает на учет или регистрируется в обход официальной статистики. Так что и идя по этому пути абсолютно корректной картины не получите. Обычно цифры в таблицах «Автостата» скромнее, чем у АЕБ. Поэтому, когда первый объявил за март рост спроса на 22,7%, все задумались: сколько же выйдет у ассоциации?
Однако сенсации не случилось. В АЕБ насчитали рост на 4% в марте (до 162 321 экземпляра), который привел к увеличению спроса за первый квартал года на 1,8%. За три месяца дилеры пристроили 398 518 новых машин, что на 6868 единиц больше, чем годом ранее.
«Март оказался сильным месяцем с неожиданным ростом продаж. Многие бренды в марте даже показали двузначный рост. Это сильное начало года, к сожалению, не отражает реальную тенденцию, а скорее связано с ожидаемым из-за ослабления валюты искусственно вызванным повышением мартовских продаж. В конце марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны в связи с мерами, связанными с ситуацией с COVID-19. АЕБ обратилась в Правительство с предложением мер государственной поддержки автомобильной промышленности. Многие производители также разрабатывают комплексные меры поддержки своих дилеров, направленные на обеспечение будущих деловых операций», — прокомментировал итоги глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Так что, несмотря на положительные результаты января-марта, все участники рынка и покупатели смотрят в будущее с пессимизмом.
В прошлом месяце сильнее остальных выстрелили Toyota (+36%), Skoda (+42%), Mercedes (+33%), Mazda (+29%), Lexus (+30%), Audi (+37%). Уже привычно рвутся вверх китайские Haval (+187%), Geely (+45%), Chery (+89%) и Changan (+462%). На три четверти вырос спрос на Porsche. В ряды неудачников записались Datsun (-29%), Infiniti (-60%). Подходят к концу запасы «Фордов»: продано всего 18 машин.
Квартал из лидирующей группы лучше всех закрыла Toyota с ростом более чем на четверть (+26%). Концерн BMW перешел на публикацию статистики поквартально, так что о его успехах за отдельные месяцы мы ничего не знаем. Марка вошла по итогам января-марта в топ-10 брендов, опередив Mercedes: 10 880 автомобилей против 10 334, хотя швабы выросли на 16% против всего 12% у мюнхенцев.
Спрос на «Хавейлы» почти сравнялся с продажами «Шнив»: 4047 вседорожников и +179%. Выделяются успехами Changan (1245 автомобилей и рост на 535%) и Suzuki (1929 автомобилей и +73%).
В модельном зачете отметим возвращение на первое место в сегменте средних кроссоверов «Тойоты RAV4». Выход заметно подорожавшего нового поколения добавил машине поклонников вопреки пессимистичным прогнозам. Продажи по сравнению с первым кварталом 2019 года взлетели вдвое, до 11 595 машин. Это седьмое место «абсолюта». Из паркетников выше только Hyundai Creta. «Кореец» идет четвертым и привлек 18 815 покупателей.
Серьезно прогрессировали Volkswagen Tiguan, Nissan Qashqai, Skoda Kodiaq и Mazda CX-5. Как видите, сплошь кроссоверы. Из машин иных форматов заметной прибавкой покупательского интереса может похвастаться только Skoda Octavia.
У Renault нет поводов для радости. Logan и Sandero топчутся на месте, сильно просели Duster и Kaptur, а Arkana в топ-25 так и не пробилась. Хотя за квартал у бренда рост на 9%, так что продажи кросс-купе немалую лепту внесли.
В целом новых имен среди самых востребованных моделей нашего рынка нет, и вряд ли с этой стороны стоит ждать потрясений. Однако шок ждет весь рынок в целом. Апрельские продажи ожидаются околонулевыми, ведь в период самоизоляции работу «официалов» запретили. Сейчас можно забронировать машину, внести предоплату или всю сумму банковским переводом. Но вот забрать получится еще не скоро. И то: хоть какие-то интернет-продажи запустили не все бренды, и у некоторых апрель рискует оказаться абсолютно «мертвым». Ждем плохого?
Источник: carclub.ru