Грузовик ГАЗ-66 изобретен в 1962 году. За его основу
были взяты модели 62 и 63. В обществе грузовику дали имя «Шишига».
Это название персонажа народного творчества, проживающего в камышах
и предпочитающего небольшие водоемы.
Для разработки ГАЗа-66 применили прогрессивные
технические нововведения тех времен. Были внедрены гипоидная
передача ведущих мостов и кулачковые дифференциалы с
самоблокировкой, монолитная металлическая грузовая платформа и
омыватель лобового стекла. Но все же передовым достижением
советских инженеров была восхитительная проходимость. «Шишига»
свободно проходил даже через снежные горки в 80-сантиметров, а его
предшественник с трудом проезжал через снег высотой в 45 см. Свое
превосходство ГАЗ-66 отлично показывал на песке: у него спокойно
получалось въехать в 22-х градусную гору, а ГАЗ-63 буксовал уже при
наклоне в четыре. При передвижении на ровной поверхности, совершая
поворот большого радиуса, ГАЗ-66 заносило при в 65 км/ч, а
предшественник в аналогичных условиях кувыркался при 44 км/ч. Такую
высокую устойчивость смогли получить путем расширения колеи до
1780-миллиметров (у ГАЗ-63 было 1588), а колея задней части была
расширена до 1750 мм (у 63-го 1600). А вынесение запаски за пределы
кабины помогло изменить центр тяжести.
Кабина ГАЗ-66 реализована в милитаристских,
строгих чертах. Корпус кабины — твердая основа в виде закрытой
мощной сваренной структуры, которые были укреплены снаружи
облицовочными панелями. Внутри располагались два сиденья. Между
ними находилась широкая крышка капота, открыв которую можно увидеть
двигатель. Сиденья представляли собой металлический каркас, куда
были прикреплены спинка и подушка, обшитые кожзамом. Зимой внутри
грузовика довольно тепло. И это не потому, что прекрасно работает
обогреватель, а из-за сильно нагревающегося капота внутри салона. В
холодные времена года водители иногда снимали с него чехол, это
позволяло прогреть салон еще сильнее.
На ГАЗ-66 был установлен V-образный бензиновый
двигатель ЗМЗ-53 с восемью цилиндрами. Его рабочий объем составлял
4.3 литра, 3200 об/мин., который мог разогнать этот грузовик до 95
км/ч. 66-ой широко применяется на стройках, геологических
исследованиях, на нефтедобыче и связистами. На основе этого
грузовика на заводе выпустили несколько узконаправленных машин.
Многие сторонние заводы брали ГАЗ-66 как основу для производства
ремонтных мастерских на колесах, а также для других специальных
моделей, например, снегопогрузчики УП-66.Спустя некоторое время
инженеры приступили к увеличению грузоподъёмности с помощью
добавления третьего моста. Автомобиль 6х6 был назван ГАЗ-34, однако
в производство так и не прошёл.
Заключение. В 1966 году Шишига заполучил
золотую медаль на выставке в Лейпциге, а в 1967 году удостоился
знака качества. Когда было налажено конвейерное производство модели
ГАЗ-3308 «Садко», ГАЗ-66 сняли с производства. Восстановление
производства модели с капотом мотивировали тем, что при наезде
колесом на мину, у экипажа больше вероятности остаться в живых.
Последняя машина ГАЗ-66 была выпущена с конвейера 1 июля 1999 года.
Всего их было произведено примерно 966 тысяч.
Источник: car.ru