Главная » Авто » Реформа реформы: изменения в ОСАГО поставили на паузу

Реформа реформы: изменения в ОСАГО поставили на паузу

Депутаты и чиновники из других ведомство вдруг задумались о том, что некоторые из пунктов очередного пакета поправок в закон об ОСАГО могут серьезно отразиться на стоимости обязательных полисов. В итоге законопроект решили пересмотреть, убрав из него несколько важных моментов.

В начале 2019 года в России состоялся первый этап так называемой либерализации ОСАГО. Государство понемногу отпускает отрасль в свободное тарифное плавание. Предполагается, что страховщики, получив «вольницу», не взвинтят цены до небес, а станут активно конкурировать, привлекая клиентов. Есть большие сомнения, что это сработает именно так, но курс взят, и нам, потребителям, остается только дождаться его результатов.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), первый этап в среднем по России снизил цену страховки на 5,3%. Для самой массовой категории – частных легковых машин – снижение составило 3,8%. После таких обнадеживающих цифр Госдума и профильные ведомства взялись за подготовку следующего шага реформы. Он не только дает компаниям пространство для ценовых маневров, но и позволяет сделать тарифы более гибкими, индивидуальными. Как следствие, аккуратные водители, коих большинство, станут платить меньше. Лихачи же, напротив, раскошелятся на серьезные суммы.

И вдруг депутаты решили, что набор правок рискует обратиться существенным ростом цен на полисы, а это никому не нужная социальная напряженность. Законопроект постановили снять с рассмотрения и отредактировать. Из документа могут исключить три важных нововведения: увеличение лимита выплат по жизни и здоровью в четыре раза (до 2 000 000 рублей), отказ от территориального коэффициента (сейчас он может увеличить цену полиса более чем вдвое) и право страховщика варьировать тарифы внутри одинаковых групп автовладельцев из одного и того же региона.

Напомним, помимо трех нововведений, готовящихся к возможной отмене, в ходе реформы предполагается отменить коэффициент мощности автомобиля (может повышать стоимость полиса в 1,6 раза). Компенсировать отмену коэффициентов страховщикам предлагалось расширением тарифного коридора сначала на 40%, потом на 30%. Также вводится так называемый коэффициент страховщика, который будет учитывать грубые нарушения ПДД и манеру вождения. Первое – по количеству штрафов, второе – по установленному в автомобиле телематическому блоку, который могут сделать обязательным (и платным) «аксессуаром».

«Водители, которые аккуратно водят машину и не попадают в ДТП, станут платить меньше. К тому же с введением индивидуального расчета по тарифам появляется забытая конкуренция между страховыми компаниями, что в конечном итоге повлечет за собой снижение стоимости полисов и борьбу за ответственных автолюбителей. Однако реформа в нынешнем виде скорее приведет к удорожанию полисов. У страховых компаний расширяется коридор изменений базового тарифа. Как уже показала практика 2015 года, меняется он только в сторону повышения и до максимально разрешенного уровня», — уверен финансовый советник Игорь Файнман.

Он опасается, что декларируемое удешевление полисов коснется лишь малой части водителей. А остальные неизбежно будут вынуждены платить больше. Прогнозируется, что в следующем году цена страховки будет варьироваться от 8 до 14 тысяч рублей. Избежать роста числа водителей, не покупающих ОСАГО, предполагается с помощью камер автоматической фиксации нарушений. В тестовом режиме отслеживание этого нарушения запустили в Москве, со следующего года он сменится на «боевой», с рассылкой штрафных квитанций.

РСА полагает, что законопроект сбалансирован и проработан. Основные изменения, по мнению страховщиков, нужно внедрять сейчас. Потом, оценив реакцию водителей, добавлять другие опции. Они тоже уже обсуждаются с прицелом на дальнюю перспективу: убрать учет износа деталей при расчете выплаты при ДТП, выплачивать компенсации, если у виновника нет обязательной страховки, ввести «мультиполис» — гибрид каско и ОСАГО.

Напомним, что недавно в систему внедрили очередное заметное новшество. С 1 октября, оформляя аварию по европротоколу, можно рассчитывать на выплату максимально предусмотренных по ОСАГО 400 000 рублей за «железо» вместо прежних 100 000. Базовые правила остались прежними: только две машины, у обоих водителей есть страховка, нет пострадавших людей и иного имущества. При отсутствии разногласий и заполнении документов через мобильное приложение «ДТП.Европротокол» потерпевший получит до 400 000 рублей. В программе заполнять всё будет легче: часть данных она «подтянет» автоматически из АИС ОСАГО и сайта госуслуг.

Очевидно, систему обязательного страхования чиновники и представители страхового бизнеса будут править еще очень долго. Уверенно можно сказать только одно: дешевле полисы точно не станут. Даже если новая тарифная сетка действительно приведет к снижению стоимости, этот тренд компенсируют другими новшествами. Например, упомянутой выше заменой старых запчастей при ремонте на новые. Хочется верить, что волна подорожания накроет не всех без разбора, а в большей степени тех водителей, кто этого действительно заслуживает.

Источник: carclub.ru

x

Check Also

Шаг в завтра: какие электромобили покупают в России

На общем фоне экологически чистые машины у нас теряются. И все же поклонников у них ...