В простонародье эта модель двухместной мотоколяски
хорошо запомнилась просто как «инвалидка». И причина этого очень
проста — несмотря на ее очень простую внешность и маленькие
размеры, СМЗ С-ЗД позволяла без труда передвигаться людям с
ограниченными возможностями.
Обычно эти машины выдавались бесплатно гражданам, признанными
инвалидами, но зачастую за рулем можно было встретить и вполне
здоровых водителей, например, родственников людей с ограниченными
возможностями.
Этот автомобиль был большой помощью для всех граждан, которым он
предназначался, у остальных же эта маленькая машинка вызывала
улыбку и, даже сейчас, вспоминая ее, в душе отзываются только
теплые и добрые чувства. Воспоминания людей со всего бывшего СССР о
СМЗ С-ЗД — это ностальгия по старым добрым временам. Это
воспоминания о том, что это первый автомобиль, выпущенный для
инвалидов и, безусловно, гордость нашего народа.
Вот, что люди говорят о ней:
Валера Каримов (г. Мукачево): «Инвалидам давали
бесплатно. У нас соседка без обеих ног — и то ездила, все-таки
ручное управление… А сейчас что»?
Ричард Колосов (г. Вятка): «Разработана специально
для людей с ограниченными возможностями. Выдавалась бесплатно».
Владимир Баженов (г. Харьков): «Смарт» из
СССР».
Valerios Grigoriadis (г. Янница): «Инвалидка.
Помню, один дед-инвалид на ней мороженое продавал в 70-х
годах»…
И какие только названия не давали этой малышке — кофеварка,
жабка, белочка, кто-то ее называл черепахой, кто-то
зверь-машиной.
При взгляде на эту незатейливую машинку, невольно вспоминается и
всеми любимое советское кино, где герои Никулина, Вицына и
Моргунова в «Операции Ы или других приключениях Шурика» ездили как
раз на ней.
Несмотря на довольно комичную внешность, проходимость у нее была
на отличном уровне. Двигатель стоял от мотоцикла, а и в плане
комфорта, она намного выигрывала — здесь была печка и крыша над
головой, и, при желании, в нее могло влезть больше 10 человек.
Воспоминания ее современников это подтверждают:
Александр Блейзер (Молдова): «Движок от
мотоцикла».
Flach Jakob (г. Кемптен): «Маленькая инвалидка —
игрушка с ижевским двигателем».
Виктор Шевчук: «В 100 раз лучше мотоцикла, крыша
над головой, печка! На рыбалку — милое дело».
Maks Dawydov (г. Ярославль): «СЗД-5, везде
проезжает, самолёт»!
Андронов Геннадий: «Мы в 1982 году из мотоколяски
такую лайбу слепили. настоящий болид»!
Serii Tom (г. Кривой Рог): «Это же народная БМП!
Как их насиловали! А они, как ишаки, перли все и всех».
Олег Бойченко (г. Кишинев): «11 человек
перевозил».
Zubrev Dmitry (г. Кривой Рог): «А на крыше баянист
и бутыль самогона»
Сейчас подержанную «инвалидку» купить вполне возможно. Но в
каком техническом состоянии и с каким пробегом — это вопрос. Есть
варианты за 35 000 — 40 000 рублей с пробегом до 3 000 км, а можно
найти и варианты за 1 000 000 — 1 500 000 рублей с пробегом до 1
000 км. И в этом случае те, что дешевле, потребуют очень серьезного
восстановления, более дорогие же вполне на ходу и в относительно
приличном состоянии.
В итоге хочется сказать — делали все-таки в
советское время на самом деле на века, и такая простецкая машинка,
прозванная в народе «инвалидка», отличное тому подтверждение.
Неказистая машина, но такую важную функцию выполняла и служила
верой и правдой своим владельцам многие годы. Кроме того, стала
неким символом советского времени, оставив в памяти людей самые
теплые воспоминания.
Источник: car.ru