Ключевые слова научной статьи – эффективный инструмент научного поиска. Они характеризуют содержание публикации. Располагаются под аннотацией, прямо перед текстом. С их помощью гораздо легче найти работы, посвященные единой тематике. Правильно подобранные ключевые слова приводят к более активному прочтению публикации. Что повышает цитируемость работы.
Соблюдение правил и этапов работы с ключевыми словами поможет поднять публикацию в российском индексе научного цитирования.
Этапы работы
- Каждая научная дисциплина и область знания имеет профессиональные термины. Уже по наличию таких терминов в работе можно судить об области исследования. Шаг первый. Выбираем самые повторяющиеся в тексте дисциплинарные термины.
- Теперь нужно понять, какие из терминов станут основой или семантическим ядром. Для этого в поисковиках существуют соответствующие онлайн сервисы. В русскоязычной среде можно выделить ресурс wordstat. Цель – определить, по каким запросам люди ищут информацию в сети интернет. Изучается статистика поисковых систем по каждому слову отдельно. Те слова, по которым люди делали запрос информации, и будут семантическим ядром. Далее удаляем термины, которые не дали результата.
- Что делать, если таких слов не оказалось, или их слишком мало? Значит, семантическое ядро отсутствует. То есть выбранные ключевые слова не смогут помочь в поиске научной статьи. Сделав такой вывод, нужно приступать к поиску эффективного текста, который способен стать ключевым.
- Эффективная методика, в этом случае следующая: необходимо сформулировать вопросы, характеризующие субъектно-объектные отношения по теме исследования. Например, Какова суть работы? В чем ее задача? Какие словосочетания характеризуют объект исследования?
- После подбора новых сочетаний слов повторяем процедуру в описанной последовательности.
Сократить количество циклов-обращений к семантическому ядру, можно при помощи простых советов-подсказок.
Советы, как правильно подобрать ключевые слова
- Выбор нужно делать из самых конкретных мест текста: аннотация, введение и выводы.
- Поставьте себя на место другого исследователя. Какие слова вы использовали при поиске материала по теме.
- Используйте поиск через словосочетания. Но не нужно брать тему широко и использовать целые предложения. При таком подходе отображается большое количество материалов по теме.
- Нужно определить ошибку выбора. Для этого в базе данных научного поиска изучают выдачу. Если запросов в выдаче не много или они отсутствуют, значит, нужно перейти к использованию словосочетаний. Если информационных запросов большое количество, то требуется конкретизировать термин, подобрать более узкое значение.
- Не путайте ключевые слова и название статьи. По ее названию поиск сможет осуществить только человек, знающий о ней.
- Не используйте лишние знаки препинания. Они влияют на выдачу информационных запросов. Оптимальная форма поиска – ввод слов в именительном падеже без предлогов. Наличие предлогов в запросе лишено смысла. Фильтр системы их не учитывает.
- Результат приходит с опытом. Стоит попробовать свои силы для начала в известных программах: Google AdWords, Keyword Tool.
Последний вариант – помощь специалиста. Профессионалы не только изучат русскоязычную среду, но и, переведя текст статьи на английский, значительно расширят поисковую среду, что позитивно скажется на цитируемости.