Бывает, что магазины рекламируют «кредит без переплат», «умную рассрочку» или даже «супервыгодную рассрочку». Во всех этих случаях речь идет о ситуации, когда покупатель, не имея достаточных средств, все же приобретает товар, не оформляя кредит, а просто платя долями. Всегда ли это выгодно, объяснила агентству «Прайм» младший юрист юридической фирмы «Ялилов и Партнеры» Камила Абдрахманова.
Рассрочки, по словам эксперта, делятся на 2 типа — кредитную и «чистую». Первая возможна только при участии банка или иной финансовой организации. «Чистая» — когда все риски до полной оплаты товара берет на себя продавец.
В случае кредитной рассрочки «подводными камнями» могут стать навязанные услуги помимо основного товара — страховка жизни и здоровья (до 10-15 % от суммы товара), пакет услуг, включающий в себя дополнительную гарантию, «комплекс помощи покупателю по всем вопросам».
«Покупатель должен понимать, что в таком случае рассрочка будет беспроцентной, но сумма, которую придется возвращать, может увеличиваться до 50%», — подчеркнула Абдрахманова. В данной схеме зарабатывают и продавец, и банк — но не на процентах, а на допуслугах. Бывает, что на товар просто завышают цену, предлагая его в кредит «без переплаты». Таким образом банк все равно остается «при своих».
«Чистая рассрочка» встречается крайне редко и обычно касается товаров, которые надо поскорее сбыть. Магазин продает их с разбивкой платежей самостоятельно, без участия банков. В этом случае взыскать недоплату с нерадивого клиента сложнее. «Зачастую в условия договора включен пункт о строжайшем графике платежей с правом продавца расторгнуть договор, если покупатель повременит хотя бы на один день», — уточнила эксперт. И в этом случае с покупателя будет причитаться возврат товара и выплата неустойки, что является определенным риском для забывчивых.
Абдрахманова советует узнавать условия акций у консультантов и сверять информацию с прописанным в договорах.