США за прошедшие десятилетия совершили четыре стратегические ошибки, за которые теперь расплачивается весь мир, написал хорватский обозреватель Зоран Метер для издания Geopolitika.news.
По его словам, Соединенные штаты сейчас пытаются сохранить мировой порядок, сформировавшийся после окончания холодной войны, «который основан на их доминировании и который обеспечивает им развитие и процветание без существенных и, что еще важнее, неожиданных глобальных потрясений».
Первая ошибка, согласно Метеру, это то, что Вашингтону не удалось нормализовать отношения с Россией как наследницей распавшейся «советской империи». Это произошло не потому, что он не мог, а потому что США не хотели заниматься этим, пока Москва предварительно не покорится их мировому превосходству, уточнил журналист.
«Вашингтон, вероятно навсегда, упустил шанс для того, чтобы ввести Россию в западные политические, экономические структуры, а также организации по безопасности, то есть западный геополитический круг», — подчеркнул он.
Вторая ошибка — в том, что Вашингтон превратил регионально значимое государство Китай в финансовую, инвестиционную и промышленную державу, которая совершила невиданный в истории рывок, продолжил Метер. Он отметил, что Китай из слабого регионального государства превратился в «мировую фабрику», то есть мирового экономического и военного гиганта, которого ничем, кроме мировой ядерной войны, остановить нельзя.
«США всего за три десятилетия сделали из Китая своего главного соперника, с которым теперь не знают что делать», — подчеркнул журналист.
Кроме того, США сумели за очень короткий срок оставить свои ключевые позиции на Ближнем Востоке, и вместо «контролируемого хаоса» после начала операции «Арабская весна» они открыли ящик Пандоры. Но проблема, по словам Метера, не в исламском терроризме, а в том, что США дали возможность другим мировым державам, таким, как Россия и Китай, прийти в этот регион и начать с ними конкурировать.
Наконец, из-за неолиберальной мировой политики, которую активно проводит Вашингтон последние три десятилетия, за исключением лишь короткой «эры» Дональда Трампа, «нагло подняли головы» европейские союзники, которые вырвались из рамок американских интересов, отмечает обозреватель. В экономике и внешней политике они начали проявлять самостоятельность — так, Евросоюз, то есть его ключевые члены, заложили прочную основу для экономического сотрудничества с Ираном, который подвергся жестким американским санкциям, а также с Китаем, что для США еще хуже. Кроме того, европейцы выстроили стабильные отношения с Россией, рассказал Метер.
Из сложившейся ситуации, пишет журналист, вариантов всего два: или признать реальность, то есть согласиться на постепенный переход к «многополярности», в которой США, несомненно, какое-то время играли бы роль главного полюса с неоспоримым статусом, или вступить в решающий бой, за сохранение или, точнее будет сказать, возвращение гегемонии. «Я говорю о возвращении, поскольку за последние десять лет пробудились старые гиганты, такие как Россия и Китай, а также некоторые другие, не менее амбициозные: Индия, Турция, арабский мир. Они уже давно предпринимают самостоятельные шаги, которые США не нравятся», — уточнил журналист.
По его словам, Вашингтон, теперь уже бесповоротно, выбрал второй вариант — расправиться сразу с двумя ключевыми геополитическими соперниками: Россией и Китаем, причем США, видимо, не хотят открывать два фронта одновременно, и для сведения счетов сначала взялись за Россию.
«В качестве полигона для последней схватки с Россией США выбрали Украину, страну, которой «дистанционно» управляют еще с 2014 года», — отмечает Метер. По его словам, Украина в кратчайшие сроки превратилась из близкой России страны, с которой та тесно сотрудничала даже после распада СССР, в, как сейчас любят говорить в Москве, анти-Россию. Говоря о предварительных итогах происходящего, журналист отмечает, что США воспользовались российской спецоперацией на Украине по максимуму, одержав в Европе тактическую победу — они полностью отрезали Россию от Европы и всей системы западной экономики и параллельно указали европейским элитам на их место.
Однако после упомянутой тактической победы США легко могут встать на путь стратегического поражения, то есть потерять контроль над ключевыми глобальными процессами — финансовой системой, идеологией либерализма и институтами, подчеркивает журналист. На англо-американские призывы к санкциям против России не отзываются даже формальные союзники, такие как Турция, не говоря уже о странах БРИКС, отмечает он.
«Если в конце этой, только начавшейся, кульминации глобального геополитического конфликта вообще будет победитель, то по логике на его роль напрашивается только Китай. Ведь Запад и Россия сейчас бьются «не на жизнь, а на смерть», истощая друг друга, а Пекин, формально, не хочет вмешиваться в эту борьбу», — пишет Метер.