. Японская деловая газета «Никкэй» считает, что указ президента РФ Владимира Путина о проекте «Сахалин — 2» может вбить клин в единство стран G7 в отношении России.
По мнению издания, указ «как будто специально был выпущен сразу после того, как 30 июня завершился саммит НАТО».
«Если Япония двинется в сторону сохранения своих интересов, это вобьет клин в единство стран G7. Если она выйдет из проекта («Сахалин — 2″), это внесет нестабильность в поставки сжиженного природного газа. В какую бы сторону ситуация ни развернулась, это прекрасный материал для противодействия западным странам. Как восстановить резко пошатнувшуюся энергетическую безопасность Японии? Пока на это нет подходящего ответа», — сказано в статье.
Путин в четверг подписал указ о специальных экономических мерах в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями иностранных государств. Документ предусматривает смену оператора крупного нефтегазового проекта «Сахалин — 2» на новое юридическое лицо, которому перейдут права и обязанности Sakhalin Energy. Имущество Sakhalin Energy будет передано в собственность России с одновременной передачей в безвозмездное пользование новому оператору «Сахалина — 2». В Sakhalin Energy «Газпрому» принадлежит 50% плюс одна акция, Shell — 27,5% минус одна акция, японским Mitsui и Mitsubishi — 12,5% и 10% соответственно. «Газпром» свою долю сохраняет, а иностранцы должны за месяц заявить, согласны ли принять такую же долю в новом операторе. Затем российское правительство за три дня решит — передать или отказать. Непереданные доли будут проданы, а иностранцы получат вырученные деньги на спецсчет за вычетом нанесенного ими ущерба.
«Сахалин-2» — нефтегазовый проект, в рамках которого осваиваются два нефтегазовых месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа — Пильтун-Астохское (преимущественно нефтяное) и Лунское (преимущественно газовое). Инфраструктура включает в себя три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и СПГ-завод проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год. Оператор — компания Sakhalin Energy, в которой «Газпрому» принадлежит 50% плюс одна акция, Shell — 27,5% минус одна акция, Mitsui & Co. Ltd — 12,5%, Mitsubishi Corporation — 10%.
Проект позволяет Японии получать 9% от всего импортируемого ей СПГ.
Shell в конце февраля объявила о решении выйти из совместных с «Газпромом» и «Газпром нефтью» предприятий, включая «Сахалин — 2», «Енисей» и «Салым Петролеум», а также прекратить участие в «Северном потоке 2». По оценке Shell, по итогам прошлого квартала компания должна потерять от 4 до 5 миллиардов долларов в связи с прекращением этой деятельности в России. Японские компании и правительство страны подчеркивали свое намерение остаться в проекте, так как участие в нем позволяет обеспечивать стабильные поставки энергоресурсов.