Главная » В мире » Потребители хотят защититься от ожидаемого повышения цен

Потребители хотят защититься от ожидаемого повышения цен

Потребители хотят защититься от ожидаемого повышения цен

Потребители хотят защититься от ожидаемого повышения цен

Февральские данные лишь слегка захватили начало ажиотажного спроса. По нашим расчетам, основанным на данных Росстата, потребительские расходы (комбинация оборота розничной торговли и услуг) выросли на 6,9% г./г за февраль. Оборот розничной торговли прибавил 5,9% г./г., что все еще существенно превосходит средние темпы 2017-19 гг. (~2% г./г.), отчасти за счет сохраняющегося эффекта низкой базы коронакризисного периода (потребление достигло уровней 2019 г. только к концу 1П 2021 г.).

Потребители вновь предъявляют ажиотажный спрос с целью защититься от ожидаемого повышения цен. Впрочем, судя по всему, также в февральских цифрах уже заметен и эффект от наблюдаемой волны ажиотажного спроса, хотя пока и достаточно скромный. Так, месячные темпы роста с исключением сезонности для непродовольственных товаров составили +2% м./м. (для сравнения, в декабре 2014 г., после скачкообразного обвала рубля, они были на уровне 5% м./м.). Отметим, что в текущих условиях стремление потребителей «форсировать» покупки связано не только со взлетом инфляции (обесценивающим сбережения), но и с ожидаемым населением дефицитом по ряду товаров — на всплеск активности в непродовольственных товарах могли повлиять новости о вводимых ограничениях на высокотехнологичный импорт.

Это продолжится и в марте, с определенным «затуханием» в апреле. В марте мы безусловно увидим взлет потребительской активности — как в части продуктов питания (в основном, в отношении товаров первой необходимости), так и в непродовольственном сегменте. При этом, судя по замедлению инфляции в недельных данных Росстата (как минимум на предпоследней неделе марта), с апреля эта волна ажиотажного спроса начнет ослабевать. Также, начиная с марта, более явно начали проявляться последствия экстренного ужесточения денежно-кредитной политики (ЦБ повысил ставку до 20% 28 февраля) — сберегательная активность усилилась, а потребкредиты стали крайне дорогими.

Но большую часть года расходы потребителей будут проседать в реальном выражении. В итоге динамика финансовых ресурсов домохозяйств (рост депозитов населения в рублях за вычетом роста потребкредитования), очевидно, станет существенным сдерживающим фактором для потребительской активности в этом году. Динамика реальных доходов населения также будет ухудшаться — индексация зарплат вряд ли станет массовой и, как мы полагаем, не сможет покрыть инфляцию (которую мы ожидаем по итогам года не ниже 20%).

x

Check Also

Какие преимущества есть у смартфона?

Смартфон – это многофункциональное устройство, которое предлагает множество преимуществ и возможностей для пользователей. Вот некоторые ...