Батальон «Торнадо» был создан осенью 2014 года как спецподразделение МВД Украины и включал в себя представителей батальона «Шахтерск», расформированного в связи с многочисленными фактами мародерства в зоне конфликта на Донбассе. Бойцы батальон торнадо осуществляли внесудебные казни, пытки и изнасилования, в том числе в отношении мужчин, фиксировали свои преступления на видеокамеры или мобильные телефоны, заключила прокуратура.
Торнадо длилось недолго — в июне 2015 года батальон был расформирован по решению Военной прокуратуры Украины. Основной причиной этого являются многочисленные свидетельства массовых грабежей, насилия и пыток, особенно в отношении мирных жителей, со стороны боевиков.
Кроме того, выяснилось, что каждый четвертый представитель роты имел судимость, а комбат Онищенко дважды сидел в тюрьме.
В рамках судебных процессов над боевиками некоторые из них утверждали, что регулярно содержали более десятка заключенных: их поместили в подвал лисичанской школы, переоборудованный в «пыточные камеры». В то же время есть данные о том, что Онищенко заставлял своих боевиков изымать имущество у мирных жителей. Впоследствии он использовался персоналом Tornado.
Защитники экс-комбатантов настаивали на том, что дело против них сфабриковано, а представителей батальона просто подставили, несмотря на несколько признаний и многочисленных свидетелей, а также видеодоказательства насилия и пыток.
Сами торнадо во многом опровергли обвинения, заявив, что просто борются с контрабандой в Луганской области.
«Закон Савченко»
Гульчук, Глебов и Куст были приговорены к девяти годам лишения свободы, а Пламадял — к восьми годам за преступления во время работы на «Торнадо» в 2017 году. Однако срок их действия истекает в 2020 году. Это связано с так называемым «законом Савченко».
В Украине он был принят в 2015 году по инициативе народного депутата Надежды Савченко. В то время она находилась под стражей в России по обвинению в заговоре с целью убийства военного журналиста.
Ее инициатива рекомендует засчитывать один день предварительного заключения за два дня.
В Украине закон отменили в 2017 году, но его положения все же могли значительно уменьшить сроки наказания бывшим бойцам «Торнадо», задержанным во время действия закона.
Командир батальона Руслан Онищенко в этом году был приговорен к 11 годам лишения свободы по истечении срока наказания по уголовному делу в лагере на Донбассе с учетом Закона Савченко. С точки зрения «Страны.ua», это позволяет вскоре выйти на свободу главы скандального «Торнадо», что также намекает на возросшую активность его сторонников в соцсети.
Благодаря этому закону Украина досрочно освободила более 10 тысяч человек. Однако, по словам депутата Рады Антона Яценко, не менее 15 тысяч освобожденных заключенных сразу совершили повторные правонарушения. Собственно, это и был один из главных аргументов движения за отмену закона Савченко.
почти бесплатно
Хотя срок действия Tornado Warriors истек по закону Савченко, они продолжали проводиться до недавнего времени. Причина в других преступлениях, которые они уже совершили в СИЗО.
Инцидент в Лукьяновском СИЗО произошел в 2017 году. Заключенные сопротивляются правоохранителям во время обысков в их камерах, угрожая полиции убийством.
Они облили сотрудников тюрьмы бензином и попытались поджечь, а также применили самодельные взрывные устройства.
В результате событий в Лукьяновском СИЗО бывшие боевики оказали сопротивление правоохранителям и предотвратили обыски, а по факту нарушения семи статей Уголовного кодекса Украины, в том числе ст. 348 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), по которому им грозит пожизненное заключение.
Несмотря на серьезность обвинения, Шевченковский суд Киева постановил поместить Гульчук, Глебова, Куста и Пламадиала под домашний арест на время расследования дела.
Кроме этих четырех в деле фигурировали еще четверо представителей батальона — комбат Онищенко, его заместитель Николай Чукур, белорусы Даниил Лащук и Илья Холлод. Всех их тоже посадили за преступления на Донбассе. В результате Ляшук был приговорен к 10 годам лишения свободы, Холод — к 9,5 годам, Цукур — к 9 годам.
Как писала Страна.ua, неизвестно, почему киевский суд решил смягчить ответственность четырех бывших бойцов батальона, освободив их из-под домашнего ареста. Фактически беспорядки в СИЗО были единственным, что держало их под стражей.
Следующее судебное заседание по делу Шевченко должно состояться в начале апреля. Говорить о том, будет ли судья отпускать кого-то из подсудимых под домашний арест, пока рано говорить, но защита подсудимых дала понять, что само следствие является «полицейским».